Недавно сформировавшаяся субкультура хакеров является довольно своеобразным социальным образованием. Сам термин “хакер” имеет американские корни. Его развитие прослеживается с конца 60-х годов до нашего времени и происходит, в определенном смысле, от движения хиппи. Но, между тем, такую субкультуру нельзя определить ни как общину, ни как политическое либо религиозное движение. Экстернальная культура хакеров аккумулирует в себе определенные нормы и символику. Внешний вид и составляющие... В плане облика и манеры поведения наши герои не привлекают ксебе внимания. Длинноволосые интеллигентно-интенсивные, отвлеченные и не всегда аккуратные молодые люди, читающие “Analog”, “Scientific American” и “Smithsonian”, они не читают журнал “Хакер” — такое детство совсем не для них. Диапазон потребляемой литературы часто удивляет постороннего наблюдателя, так как многие хакеры посвящают чтению столько же времени, сколько средний американец посвящает своему телевизору. Часто их дома забиты зачитанной до дыр литературой по самым разнообразным направлениям, среди которых, помимо технических, присутствует научная фантастика и шахматная тематика. В еде часто предпочитают что-нибудь восточное — китайское, например. Тайская пища пользуется потрясающей популярностью, как и еврейские деликатесы. Существенное меньшинство средне- и юго-западных хакеров предпочитают мексиканскую кухню. Для ночной работы годятся как огромная пицца, так и не меньших размеров термос с кофе. Политические взгляды не поражают разнообразием — хакеры несколько слева от центра, за исключением мощного контингента вольнодумцев, полностью отвергающих обыкновенное разделение на левых и правых. Конечно, среди хакеров преобладают молодые люди, но пропорция представительниц прекрасного пола выше, чем в других технических профессиях. Хакеры как социальная группа настолько же различаются цветом кожи и национальностью, как и иные группы, поэтому все расовые предрассудки встречаются крайней враждебностью. Вероисповедание достигает гигантского разброса — от атеиста до неретивого иудея и неоязычника. Очень часто несколько религий находят своего почитателя в лице одного человека. Кроме того, на многих хакеров оказывает влияние буддизм или, реже, таоизм и их смесь с “родной” религией. В общении наши герои предпочитают электронную почту, поскольку свобода, разнообразие и вдохновение приходит к ним перед монитором. Вопреки стереотипу, хакеры не ограничиваются узкими интеллектуальными рамками и пытаются интересоваться всем, что способствует умственной стимуляции, зачастую подолгу беседуя на разные отвлеченные темы. В принципе, можно заставить хакера говорить о чем угодно, если, конечно, удастся оторвать его от компьютера. Однако у них не всегда развита способность к социальным контактам, присутствуют большие недостатки в умении общаться, они подвержены психологическому давлению, в подавляющей массе неорганизованны и неряшливы в общении с внешним миром. История возникновения... Первыми в ряду представителей субкультуры хакеров были молодые люди в возрасте от 16 до 22 лет, так называемые тинэйджеры, самовыражение которых происходило посредством использования компьютерных технологий. Такое увлечение, как правило, создает особое психологическое восприятие, которое определяет дальнейший стиль жизни, сохраняясь довольно продолжительное время. Многие внешние проявления служат как бы опознавательными знаками “своих”: обилие специфико-технических терминов в разговоре, свободная манера поведения, простой, неопределенный стиль одежды, небрежная прическа в дополнение к невыразительной внешности, рюкзаки за спиной — символика их внешности. Графические знаки в виде каких-либо вышитых на одежде фраз или знаков, подобно хиппи, встречаются очень редко. Однако “хакер” – это далеко не только дань возрасту. Наряду сэтим, хакер — это специалист, который стремится прежде всего к общению с другими пользователями информационного сообщества, к выражению своих мыслей, идей в свободной, творческой атмосфере. Такие хакеры создавали программное обеспечение типа shareware или freeware, криптографические системы наподобие известнейшей PGP (Pretty Good Privacy) — детища пацифиста из Боулдера Филиппа Циммермана, или нашумевшей программы “SATAN” (позволяющей выявлять дыры в защите компьютерных систем) — творения неуживчивого анархиста Дэна Фармера, и другие изобретения, которые позволяют иным пользователям реально обладать независимостью в киберпространстве, творя искусство и красоту. Фактически они используют свои знания и способности на благо всех пользователей Internet — глобального информационного сообщества. Множество людей, предоставленных сами себе, формируют схожие коммуникативные структуры. В субкультуре хакеров складывалась трехслойная иерархия, где довольно относительно выражена элита, существует основная масса представителей субкультуры, сгруппированная вокруг элиты, а также иные случайные представители, которые в принципе не считаются настоящими хакерами, оставаясь в статусе “ламеров”. Можно говорить о нескольких “поколениях” хакеров, которые способствовали технологическому прогрессу в силу своей деятельности. На начальном этапе такая деятельность заключалась в преобразовании огромных по размерам компьютеров первых поколений с использованием так называемой технологии доступа “разделения времени”, которая заключалась в создании некоторого подобия виртуальных персональных компьютеров. Как следствие этого, вкладом второго поколения хакеров явилось изобретение в конце 70-х годов персональных компьютеров. Именно в те годы можно было наблюдать большое количество ярких индивидуальностей в среде хакеров. Выразительным примером может служить хиппи-битломан Стив Джобс, который вместе со своими друзьями Ли Фельсенштайном и Стивом Возняком собирал и недорого продавал приспособления, с помощью которых любой американец мог долгое время совершенно бесплатно эксплуатировать телефонную сеть США. Наиболее интересно, что впоследствии именно Ли изобрел первый мобильный персональный компьютер “Осборн-I”. В дальнейшем многие представители третьего поколения устремились в малый бизнес, принеся с собой, помимо прочего, новую философию общения, построенную на многих традициях движения хиппи. Однако успех в такого рода начинаниях не сопровождался изменением их ценностей. Именно третье поколение хакеров в начале 80-х создало большое количество прикладных программ для персональных компьютеров, которые способствовали успеху платформы IBM. Созданные ими организации, такие как “Фонд электронных рубежей” (Electronic Frontier Foundation), основателем которого является небезызвестный Мич Кейпор — создатель популярной программы “Lotus 1-2-3”, и в настоящее время серьезно влияют на политику Вашингтона в области соблюдения гражданских прав в киберпространстве. Четвертое поколение хакеров создало то, что принято теперь называть мировым сообществом, киберпространством или Internet — средой обитания и общения для более чем 50 миллионов человек. Но, наряду с Internet, мы видим и еще одно гениальное изобретение, интегрированное в эту среду, — систему сенсорного погружения или т.н. виртуальную реальность, начальные основополагающие принципы и концепция которой были разработаны еще одной яркой личностью первого поколения хакеров — Джейроном Ланье. На более ранних стадиях труд представителей четвертого поколения хакеров можно было видеть в создании систем электронной почты на основе BBS (Bulletin Board System — электронная доска объявлений), а также сети USENET, созданной в начале 80-х (от User's Network — cеть пользователей) двумя студентами-выпускниками университета Дьюк Джимом Эллисоном и Томом Траскоттом. Именно в основе этой сети впоследствии очень точно был сформулирован вечный принцип всех поколений хакеров: участвовать может любой. Да и сама USENET может считаться эталоном в плане своей структуры — полная децентрализация, отсутствие иерархии, самоорганизация и резкое отрицание любого коммерческого использования. Именно эти принципы были интегрированы культурой хиппи в движение хакеров. И именно четвертое поколение хакеров активно противостоит коммерсализации и узурпации какими-либо государственными органами региональных и опорных высокоскоростных коммуникационных магистралей Internet, руководствуясь правом всеобщей доступности и бесплатности информации.
|